Все о форматах и ​​технологиях объемного звукаГаджеты 

Все о форматах и ​​технологиях объемного звука

Аудио и звук — важнейшие элементы в медиаиндустрии. От качества и технологий акустических систем зависит насколько глубоко каждый из нас может погрузиться в мир прекрасного.

С момента применения для записи аудиодорожек знаменитой «стереопары Блюмлейна» в далеком 1930 году, мир звуков и музыки безвозвратно убежал вперед. На сегодня существует столько аудиоформатов записи и воспроизведения, что даже опытнейшие звукорежиссеры за голову хватаются.

А что уж говорить о нас, простых смертных. В общем, пришло то самое время, чтобы досконально разобраться с объемным звуком. Notagram.ru быстро, но подробно, пробежится по всем современным стандартам объемного звучания и расскажет, как все это работает.

Все о форматах и технологиях объемного звука

Что такое объемный звук или Surround Sound

Все о форматах и технологиях объемного звука

Технология объемной записи и воспроизведения звука была придумана в конце 1960 годов для создания у слушателя эффекта окружающего звучания. Сегодня этот эффект достигается за счет определенного размещения нескольких динамиков/каналов в акустической системе, при этом количество динамиков зависит от типа системы и применяемых технологий.

Что такое виртуальный объемный звук или Virtual Surround Sound

Виртуальный объемный звук — это имитация объемного звука на обычных стереосистемах. Фактически представляет собой набор технологий (отражение звука, задержка звука, фазовый сдвиг и т. д.), объединенных таким образом, что у слушателя создается иллюзия, что звук окружает его.

Типы многоканальных конфигураций воспроизведения объемного звука

Шестиканальная конфигурация или система 5.1

Все о форматах и технологиях объемного звука

Конфигурация 5.1 является наименее дорогой и простой в установке. Такие системы состоят из 5 динамиков (фронтальное стерео, динамики объемного звучания, центральная колонка) и одного сабвуфера. В целом система 5.1 придает точность и гибкость обычной стереопанораме за счет добавления тыловых каналов объемного звучания.

Восьмиканальная конфигурация или система 7.1

Все о форматах и технологиях объемного звука

Система 7.1 немного сложнее, а также более дорогая, потому что состоит как минимум из одного сабвуфера и 7 динамиков, размещаемых аналогично предыдущей системе с некоторыми дополнениями. Два оставшихся динамика располагаются позади слушателя под углом между слушателем и колонками в 45 или 60 градусов.

Десятиканальная конфигурация или система 9.1

Все о форматах и технологиях объемного звука

9.1 — одна из самых громоздких акустических систем. Основное отличие ее от 7.1 состоит в том, что в системе 9.1 есть еще два дополнительных фронтальных динамика. Обычно они располагаются перед слушателем под углом 45 градусов от «зоны наилучшего восприятия» или между двумя передними динамиками и двумя динамиками объемного звучания.

Форматы передачи объемного звука

Dolby Digital или Dolby Stereo Digital

Все о форматах и технологиях объемного звука

Dolby Digital был изобретен в 1992 году и является обязательным форматом для всех видов AV-ресиверов и проигрывателей Blue-ray. Это формат со сжатием с потерями, он поддерживает максимум 6 каналов и лучше всего работает с системами 5.1. Dolby Digital может передаваться через соединение HDMI, а также через оптическое/коаксиальное соединение.

DTS или Digital Theater System

В настоящее время DTS является единственным конкурентом звуку от Dolby. Он появился в 1993 году и также является обязательным форматом для акустики. Это формат со сжатием с потерями, также поддерживает до 6 каналов и рекомендуется для использования с акустическими системами 5.1. Качество звука и типы подключения идентичны Dolby Digital.

LPCM или Linear PCM

LPCM — это основной аудиоформат объемного звука без потерь и сжатия, является обязательным форматом для аудиотехники. LPCM поддерживает максимум 8 каналов и предназначен для систем 7.1 и ниже, но лучше всего работает с системами 5.1. LPCM можно передавать по кабелю HDMI. Если использовать другие типы кабелей, то сигнал будет преобразован в двухканальный звук.

Дополнительные форматы объемного звука

Dolby Digital Plus

Все о форматах и технологиях объемного звука

Этот формат появился в 2004 году. Формат со сжатием с потерями, поддерживает максимум 8-канальные системы и передачу данных с помощью кабеля не ниже HDMI 1.3. Не все ресиверы и проигрыватели поддерживают его, но качество звука у данного формата лучше, чем у исходного Dolby Digital (за счет более высокой скорости передачи данных).

Dolby True HD

Поддерживает до 8 каналов и подключение с помощью не ниже HDMI 1.3. Это формат высокого разрешения со сжатием без потерь, который обеспечивает очень точное воспроизведение звука и великолепные впечатления от аудиоматериала.

Dolby Atmos

Это один из новейших форматов воспроизведения объемного звука, появился в 2012 году, поддерживает до 34 каналов и требует HDMI кабель версии не ниже 1.4. Для позиционирования Dolby Atmos необходима акустика с минимум 7 каналами. Поддерживает каналы высоты, что позволяет интерпретировать звук в трехмерном пространстве.

DTS HD (High-Res Audio)

Появился в 2004-2005 годах, является необязательным аудиоформатом со сжатием с потерями. Обеспечивает качество звука высокого разрешения и не позиционируется для систем выше 7.1. По звучанию DTS HD находится на том же уровне что и Dolby Digital Plus.

DTS HD Master Audio

Этот формат практически полностью идентичен Dolby True HD. Поддерживает до восьми каналов объемного звука с увеличенным динамическим диапазоном, более широкой частотной характеристикой и более высокой частотой дискретизации, чем другие форматы объемного звучания технологии DTS.

DTS:X

Формат DTS:X появился в 2015 году и является главным конкурентом Dolby Atmos. Однако в отличие от Dolby Atmos звук от DTS:X можно разнести и через обычную систему 5.1. DTS:X поддерживает до 13 каналов и требует подключение минимум через HDMI 1.4.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Чуть не забыли, еще интересное

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: